Государственное регулирование экономических циклов: стабилизационная политика

Статьи » Макроэкономика

Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.
Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Графически это может быть представлено на рис. 1.

Государственное регулирование экономических циклов: стабилизационная политика

а)   фаза кризиса                                                   б)   фаза подъема

Рис. 1.   Воздействиегосударстванасовокупныйспрос

Во время кризиса и депрессии, т. е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис. 1а это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение ADV приближающем экономику к уровню полной занятости У*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (рис. 1б) сдвигом кривой AD вниз, в положение ADV для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска У*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Но как правительство узнаёт о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемые официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и т. п. Макроэкономические переменные принято подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.
Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.
Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.
Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла на рис. 19.1. Например, объем товарно-материальных запасов начинает Увеличиваться, а цены на акции и уровень загрузки производственных мощностей снижаться раньше, чем наступит кризис; изменение этих же показателей в обратном направлении начинается раньше, чем наступит фаза подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив запаздывающие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
В последующих главах, посвященных кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике, будет подробно рассмотрен механизм стимулирующей и сдерживающей политики, направленной на предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса. Но в последние десятилетия экономисты обращают внимание на то, что регулирование деловой активности должно быть обращено в большей степени на совокупное предложение (см. гл. 26 -теория экономики предложения). Но, независимо от того, какой стороне отдают предпочтение экономисты и политики, на практике осуществляющие стабилизационные программы, - совокупному спросу или совокупному предложению - сложнейшим вопросом является проблема лагов, о которых мы говорили в гл. 17. Предельно упрощая, можно пояснить ее так: удается ли правительству стимулировать экономику именно в той фазе цикла, когда наступил спад, и сдерживать - точно в период «перегрева» деловой активности? Можно сравнить стабилизационную политику со стрельбой по движущейся мишени: объект правительственного воздействия («мишень» - экономика страны) все время находится в движении. И есть большая опасность промахнуться и не сделать точного выстрела. А если так, то все меры стабилизационной политики окажутся бесполезными или даже вредными. Дискуссии по этому поводу ведутся экономистами вплоть до настоящего времени. Эта проблема также будет рассмотрена нами в гл. 20, 22, 26.
На «дикий» экономический цикл, потрясавший основы капитализма в XIX - начале XX веков, по меткому выражению Самуэльсо-на, надета узда. И поэтому, подводя итоги, мы можем сказать, что, несмотря на все сложности стабилизационной политики, она осуЩе" ствляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Американский капитализм отличается от японского, а японский - от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно универсальных рецептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики - совершенно необходимая предпосылка эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране.

Просмотров: 18614

Использование материалов разрешается только при указании прямой обратной ссылки

Другие статьи раздела

Кейнсианская модель общего равновесия
Классическая теория макроэкономического равновесия
Государственное регулирование экономики: цели и инструменты
Система национальных счетов и ее показатели
Номинальный и реальный ВВП
Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета